среда

Использование критериев микробиологической эффективности

Вместе с тем использование критериев микробиологической эффективности проводимого лечения вызывает вполне оправданные сомнения, так как для обострения хронического бронхита наиболее типично сочетание выраженного клинического эффекта с отсутствием микробиологической эрадикации (Chow A. W., 1993), и одновременно, как было показано выше, — выявление возбудителя и у больных с отсутствием клинического обострения. Возможные критерии микробиологической эффективности включают:

1) эрадикацию с колонизацией;

2) рецидив;

3) персистирование;

4) предполагаемое персистирование;

5) персистирование с суперинфекцией;

6) персистирование с развитием резистентности;

7) невозможность оценки;

8) предполагаемую эрадикацию;

9) эрадикацию с суперинфекцией.

Заключение

Если говорить о наиболее остро стоящих вопросах в рамках проблемы «Хронический бронхит и антибиотики», то это, очевидно: а) широкая (и не всегда оправданная) практика назначения антибиотиков при обострении хронического бронхита; б) оценка распространенности микробной колонизации нижних дыхательных путей; в) трактовка тех или иных микробиологических находок в мокроте у лиц, переносящих обострение хронического бронхита.

Не вызывает сомнения тот факт, что при среднетяжелом/тяжелом обострении хронического бронхита, т. е. соответствующим «виннипегским критериям», антибиотикотерапия безусловно показана. При этом эффективность лечения может оцениваться как «клиническое выздоровление» с исчезновением симптомов обострения в течение ближайших 21 дня; «клиническое улучшение» с уменьшением одышки, кашля и количества отделяемой за сутки мокроты или ее гнойного компонента через 3-5 дней лечения и далее в течение 21 дня и «клиническая неэффективность» как отсутствие положительной динамики основных симптомов заболевания (кашель, одышка, гнойная мокрота, лихорадка) в течение первых 3-5 дней лечения.

Для большинства случаев обострения хронического бронхита типично достижение клинического выздоровления и отсутствия микробиологической эрадикации.

Впрочем, по свидетельству ряда авторитетных исследователей более корректной представляется оценка эффективности антибактериальной терапии обострения хронического бронхита в ходе проспективного наблюдения спустя 2-4 недели после окончания лечения. Весьма показательным критерием сравнительной эффективности различных режимов антибиотикотерапии является и время от момента окончания лечения до развития очередного обострения хронического бронхита.

Экспертами Европейского респираторного и Американского торакального обществ (1995) допускается в случаях частых повторных обострений хронического бронхита профилактическое применение антибиотиков в зимние месяцы.

Продолжительность антибактериальной терапии обострения хронического бронхита, как правило, не превышает 7-14 дней. Попытки же повторных курсов антибиотикотерапии с целью эрадикации или уменьшения бактериальной колонизации нижних дыхательных путей как средства предотвращения дальнейшего прогрессирования заболевания в настоящее время представляются малоперспективными.

И, наконец, выбор антибиотика в каждом конкретном случае заболевания, очевидно, должен основываться на знаниях локальной распространенности резистентных штаммов наиболее актуальных респираторных возбудителей, а также на приемлемом соотношении «цена/эффективность».