среда

Психологический аспект легочной реабилитации

 

Психофизиологическая реабилитация — важный компонент реабилитации больных ХОБЛ, что определяется ролью психосоматического фактора в генезе легочных заболеваний. Психологическое состояние больного ХОБЛ нередко связано с ощущениями одышки, слабости, повышенной утомляемости, чувства тревоги, депрессии. Эти ощущения могут не иметь прямой связи с объективными нарушениями дыхания, но они нередко становятся определяющими в оценке больным качества жизни и существенно нарушают его социальный статус. Поэтому все лечебные действия, особенно реабилитационные мероприятия, должны иметь психотерапевтическую окраску.

Рациональная психотерапия больного ХОБЛ должна создавать у него настроение разумного оптимизма, способствовать преодолению нозофобии и депрессивных настроений, способствовать выработке рационального отношения к болезни, устойчивой мотивации на собственное участие в лечебном и реабилитационном процессе, партнерские отношения с врачом.

Роль психотерапии определяется и тем, что функционирование дыхательной системы осуществляется не только автоматически, но, в отличие от других систем, подчиняется центрально-нервным, волевым влияниям, которые могут становиться объектами волевой регуляции. Так называемая «малая» психотерапия должна осуществляться врачом и средним медперсоналом при общении с больным. Необходима хорошо продуманная обстановочная психотерапия: ландшафте-, музыко-, библиотерапия. Психотерапевтическим содержанием должны быть насыщены занятия ЛФК и все другие лечебные действия и процедуры. Специальные методы психотерапии (аутотренинг, гипносуггестивная терапия и др.) проводятся специалистом — психотерапевтом, который, кроме того, является организатором психотерапии в своем учреждении.

Обязательным компонентом лечения больного ХОБЛ, как и многих других хронических заболеваний, является образование больных, которое является компонентом психотерапии. Больного ХОБЛ и его семью необходимо обеспечить полезной информацией для выработки навыков самоконтроля, регуляции приема лекарств, поддержания качества жизни. Акцент должен быть сделан на сотрудничестве между больным, его семьей и врачом. Обучение проводится в специальных группах типа «астма-школы» или индивидуально — лечащим врачом.